Правило 5×: 5 раз совершенствуй-первый раз заяви о «бережливости»

Правило 5×: 5 раз совершенствуй-первый раз заяви о «бережливости»

Многие руководители высшего звена используют интересную парадигму, подходя к совершенствованию: сделайте это идеально с первого раза и получите полный результат. Это своего рода масштабный подход к совершенствованию. Однако в Lean есть понимание того, что вы не можете увидеть все потери при первом взгляде на поток создания ценности. После того как вы проведете свой первый полный цикл улучшения потока создания ценности — скажем, после 18 месяцев напряжённой работы, изучения каждого рабочего процесса в вашем потоке создания ценности и внесения ключевых улучшений, описанных в первоначальном плане работы, — настанет время начать всё сначала.

Вы увидите, что первый этап совершенствования потока создания ценности действительно привёл к значительному улучшению. Но произошло ещё кое-что очень интересное. Эти улучшения также позволили выявить следующий уровень потерь. Таким образом, если вы начнёте всё сначала и шаг за шагом заново задокументируете свой новый улучшенный поток создания ценности, вы сможете перейти ко второму этапу. Новый план улучшения потока создания ценности, как правило, устраняет половину оставшихся потерь и увеличивает время, затрачиваемое на создание ценности.

Чтобы стать «бережливым», нужно делать это много раз, а не один раз. Хорошее практическое правило заключается в том, что, планируя, изучайте каждый поток создания ценности и каждый рабочий процесс не менее 5 раз, прежде чем решите, что вы становитесь бережливым. Ключевое слово «становитесь», а не «стали». Если вы поймёте, что вам необходимо спланировать проведение такого уровня изучения процессов, вы будете совершенно по-другому относиться к тому, как вы организуете свою «бережливую» трансформацию.

Каждое последующее рассмотрение потока создания ценности выводит вас на новый уровень производительности и само по себе приносит прибыль. После того, как вы пройдёте через каждый поток создания ценности 5 раз, вы, как правило, устраните около 90 % потерь, с которых начинали, и сократите количество ошибок и дефектов на 90 %, сократите время на доставку продукта или услуги на 90 %, сократите необходимые трудозатраты на 80 % (да, 80 %!), а также снизите уровень несчастных случаев и текучести кадров на 90 %. В эти цифры трудно поверить, но те немногие организации, которые действительно проходили через потоки создания ценности 5 или более раз, достигли таких уровней улучшения. Самое важное достижение заключается в том, что ваша организация научится верить в непрерывное

совершенствование. Очень немногим организациям удаётся реализовать эту идею. Я думаю, что очень немногие люди по-настоящему понимают фразу “непрерывное совершенствование”.

Люди могут слышать эти слова, но то, что они думают, - это “постепенное улучшение”; другими словами, “я собираюсь сделать это, получить эту выгоду, а затем прекратить это”.

Организациям, которые провели 5 раз улучшения в своих потоках создания ценности, не нужно продвигать улучшения. К тому времени каждый сотрудник организации знает, что, как сказал Генри Форд,

“Наша собственная позиция заключается в том, что мы обязаны находить наилучшие способы выполнения всего, и что мы должны рассматривать каждый процесс, применяемый сегодня в бизнесе, как чисто экспериментальный”.