История зарождения кайдзен для Запада или дзенский кайдзен

История зарождения кайдзен для Запада или дзенский кайдзен

В наши дни кайдзен - хорошо известный японский термин, который обычно переводится как “хорошие перемены” или “перемены к лучшему”. Автор Масааки Имаи впервые представил кайдзен западной аудитории в своей книге "Кайдзен: ключ к успеху японских компаний". Имаи под кайдзен понимал “небольшие изменения, затрагивающие всех, которые не стоят больших денег”.

В 1950-х г.г. Имаи работал в Японском центре повышения производительности в Вашингтоне, округ Колумбия. Его работа там заключалась в проведении ознакомительных туров для японских посетителей, которые рекламировались как возможность увидеть “секрет производительности американской промышленности”. Однажды один из постоянных посетителей американского завода сказал Имаи:

“Знаете, эта фабрика производит свою продукцию точно так же, как и во время моего предыдущего визита несколько лет назад”.

Размышляя над комментарием посетителя, Имаи заключил:

“Я пришел к выводу, что концепция кайдзен сегодня не существует или, по крайней мере, очень слаба в большинстве западных компаний. Что ещё хуже, они отвергают её, не понимая, что это на самом деле означает”.

После публикации своей первой книги Имаи начал получать запросы на консультационную помощь от североамериканских компаний, и он нанял группу консультантов по кайдзен. Позже консультанты разделили его идею кайдзен на следующие 6 концепций:

  1. Важно понимать в деталях, в чём заключается работа.
  2. Выявляйте потери.
  3. Важно знать, чего хотят клиенты и понимать их требования в деталях.
  4. Определяйте будущее состояние – как выглядит успех?
  5. Расширяйте возможности команды и вовлекайте её в работу по внедрению способов устранения потерь на их рабочих местах.
  6. Вы должны верить в процесс, в то, что, задавая вопросы в правильном порядке, вы добьетесь успеха.

Цель консультантов состояла в том, чтобы научить участников тому, как использовать кайдзен для реорганизации их собственных рабочих мест и производственных процессов, чтобы исключить потери и производить высококачественные продукты и/или услуги бесперебойно и в срок. Консультанты, как правило, планировали кайдзен, выбирая рабочий процесс с большими затратами, просили ответственного менеджера сформировать кайдзен-команду и выделить специалистов технической поддержки на несколько дней или неделю.

При проведении мероприятий по кайдзен они использовали дзенский подход, то есть кратко инструктировали команду по устранению потерь, а затем быстро ставили перед ней задачу, которая была ей не по силам, практически не предлагали помощи и ожидали, что они будут внимательны к текущей работе.

Команда Масааки Имаи выделяла 3 типа кайдзен. Но об этом в одном из следующих постов.