Недавно смотрел фильм братьев Коэн «Баллада Бастера Скраггса». Фильм состоит из 6 новелл, связанных друг с другом не сюжетом, а только общей темой Дикого Запада. В одной из новелл герой произносит фразу, смысл которой напоминает эту:
Большинство людей перевозят больше багажа, чем необходимо в их путешествии по жизни. И, как и авиакомпании, Природа взимает плату за сверхнормативный багаж.
У компаний аналогом багажа является стратегия и, как и люди, компании «везут» сверхнормативный багаж. За этот сверхнормативный багаж Реальность взимает своеобразный налог на стратегию.
Есть у нас услуга по проверке стратегии на реализуемость (адекватность). Иной раз при проверке стратегии выясняется, что 30% планируемых ресурсов не внесут вклада в достижение целей стратегии. Из условных 10 млн. рублей, затрачиваемых на реализацию стратегии, 3 млн. рублей просто бессмысленно «сгорят». Мероприятия, на которые тратятся эти условные 3 млн. рублей, можно назвать стратегофагами, пожирателями стратегии. Они «сжирают» стратегию, не позволяя ей достигнуть цели. Хотя, по факту, они «сжирают» компанию. А ведь эти 3 млн. рублей можно было бы вложить в развитие компании и получить отдачу 5-6 млн. рублей или более.
Причин появления стратегофагов в компании несколько, но основную описывали ещё древние китайцы: отсутствие у управленца-стратега умения «держать» целое. На современный лад под целым понимается система. Налог на стратегию в той или иной мере платят все компании, а вот принимают действия для его снижения единицы.
Сам же фильм братьев Коэн является жизненным пособием по развитию мышления.
Первая новелла учит не использовать успешную тактику несколько раз подряд: либо пуля в голове, либо минус на личном счёте или счёте компании.
Вторая новелла учит пользоваться возможностями. Мало иметь возможности, надо ещё суметь ими воспользоваться. Как говорится:
На Бога надейся, а сам не плошай.
Третья новелла учит, что незаменимых людей нет. На государство, чиновников, начальников рассчитывать не стоит. Особенно во времена кризиса. Появится условная курица (та же цифровизация) и вас заменят. Рассчитывайте только на себя.
Четвёртая новелла учит «следить за собой и быть осторожным» (Виктор Цой forever!😎). Всегда найдутся те, кто пожелает завладеть вашими трудами.
Пятая новелла учит всегда иметь альтернативные варианты действий и не полагаться на чужие «рецепты» (алгоритмы). Иначе исход, как в первой новелле.
Шестая же новелла показывает образ мышления большинства людей. Большинство людей имеют дуалистическое (оно же чёрно-белое) мышление. Один в новелле делит всех людей на бобров («тех, кто строит хатки и заводи тихие») и хорьков («в деревнях они слывут пастухами цыплят»). Другая делит людей на грешников и праведников. Третий делит людей на честных и нечестных. Четвёртые делят людей на охотников и дичь. Человек же с концептуальным мышлением видит у этих людей отношения. Например, у женщины он видит отношение праведности. У игрока он видит отношение честности. У «охотников за головами» он видит отношение добычи. Поэтому, он видит не только бобров или хорьков, не только грешников или праведников. Он видит, что есть бобры праведные и честные, что есть дичь нечестная и грешная и т.д. Способности к различению у такого человека выше, а значит и возможностей больше. Больше возможностей-больше живучести😎.
Смотрите фильм, развивайте мышление и не забывайте снижать налог на стратегию, избавляясь от стратегофагов. Почти по Lean😎.