Определение потерь с точки зрения «бережливого производства» или 3 критерия ценности

Что-то глубоко внутри почти каждого человека подсказывает нам, что совершенствоваться - это хорошо. Лучше двигаться вперед, чем назад. Лучше двигаться быстрее, чем медленнее. Личный вклад в неустанное стремление к совершенству - это, пожалуй, самое волнующее, что может случиться с человеком, за которым следует признание этого вклада.

Основная идея «бережливого производства» заключается в максимизации потребительской ценности при минимизации отходов, что позволяет достичь совершенства производства за счет создания большей ценности при меньших затратах ресурсов.

Благодаря устранению потерь на протяжении всего производственного процесса, а не в отдельных точках, компании могут создавать процессы, требующие меньше человеческих усилий, меньше места, меньше капитала и времени для производства продукции более высокого качества и с меньшими затратами, чем при использовании традиционных бизнес-систем.

Давайте начнем с определения того, что такое потери с точки зрения Lean:

“любая деятельность, которая не повышает ценность продукта или услуги”.

Деятельность считается не приносящей пользы клиенту, если клиент не готов платить за нее больше.

Когда вы сопоставите свои процессы, вы поймете, какие действия повышают ценность конечного продукта, а какие - нет. По сути, действия, повышающие ценность, способствуют переходу продукта из исходного состояния в готовое в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.

Чтобы какое-либо действие можно было рассматривать как добавляющее ценность, оно должно соответствовать следующим трём критериям:

  1. Оно продвигает продукт по цепочке и помогает ему приблизиться к завершению на один шаг.
  2. Это действие, за которое клиент действительно был бы готов заплатить.
  3. Действие должно быть выполнено правильно с первого раза. Другими словами, оно не требует никаких переделок, и ни вам, ни заказчику не нужно тратить дополнительные ресурсы, чтобы сделать его лучше.

Согласно определению, потери в Lean могут рассматриваться как препятствие, которое будет ограничивать нас в развитии бизнеса, если их не свести к минимуму или даже не устранить.

Компоненты деятельности или работы в целом состоят из 3 типов:

  • Действия, которые повышают ценность продукта или услуги с точки зрения клиента
  • Косвенные действия – они не повышают ценность продукта, но необходимы
  • Действия, которые не повышают ценность, более известны как потери

Цель состоит в том, чтобы максимально увеличить время, затрачиваемое на создание ценности, путем минимизации или устранения ненужных действий. Это четкое определение потерь является ключевым моментом, который отличает деятельность, создающую ценность, от деятельности, не создающей ценности.

Те виды деятельности, которые не приносят пользы, являются потерями. Ключевой момент заключается в том, чтобы распознать их, понять их причины, измерить или оценить размер этих отходов и оценить влияние мероприятий по улучшению. С этого момента начинается этап улучшения: сокращение потерь.