В каком-то смысле так оно и есть. В 1950 г. Toyota Motor Corporation оказалась на грани банкротства и была вынуждена уволить большое количество сотрудников. Основатель Киитиро Тоёда был вынужден уволиться, и компания сильно пострадала. Затем началась Корейская война, которая вызвала огромный спрос, но Toyota не смогла закупить новые станки и оборудование или нанять рабочих. Задача, стоящая перед Toyota, заключалась в том, как эффективно производить большое количество грузовиков при ограниченном количестве оборудования и рабочей силы?
В процессе решения этой проблемы большую роль сыграл тот самый «путь Toyota».
Отправной точкой так называемого Toyota Way является производство без капитала, оборудования и достаточной рабочей силы. Благодаря этой характеристике «путь Toyota» известен как стратегия «думать о переменах, когда возникают проблемы».
Размышляя о переменах и стремясь догнать 3 крупнейшие автомобильные компании США, Toyota открыла для себя бесконечные возможности “человеческой мудрости”. “Человеческая мудрость безгранична” – говорил Тайити Оно. Таким образом, Toyota проявляет безграничную мудрость и стремится к внедрению улучшений. Именно по этой причине Toyota Way стал методом производства, который «изменил способ производства продукции во всем мире».
Люди - это животные, которые ненавидят перемены и легко довольствуются существующим положением вещей. Если вы хотите, чтобы люди проявили свою мудрость и добились перемен, вы должны доводить людей до крайности, заставляя их отчаянно искать выход из трудностей. Тайити Оно был мастером доведения до крайностей:
Если вы можете выполнять работу, потребляющую 100 000 иен, то вы можете её выполнить и с 10 000 иен.
Если у вас 10 человек выполняет работу, то её может выполнить и 1 человек.
Вскоре в компании обнаружили, что, столкнувшись с трудностями, у каждого возникает идея “упростить сложность”, и после того, как он пораскинет мозгами, мудрость хлынет из него, как родниковая вода. В этом процессе кайдзен выделяются “таланты, способные мыслить самостоятельно”.
Кайдзен заключается не в том, чтобы превратить вас в сотрудника Toyota, а в том, чтобы сделать вас "мудрым человеком". После того, как таких людей станет больше, заводы и предприятия могут быть преобразованы для создания более высокого уровня обслуживания и “производительности”, чем в других компаниях.
Каждый хочет работать в лучшей компании. Как же здорово работать в крупной компании с известным брендом, первоклассной конкурентоспособной продукцией и достаточным бюджетом для работы! Поэтому, когда компания сталкивается с трудностями и не может работать, все начинают жаловаться: «было бы неплохо, если бы продукт был немного более конкурентоспособным», «было бы неплохо, если бы был достаточный бюджет» и т. д. Однако жалобы не приведут ни к каким изменениям. Только при существующих условиях, проявив мудрость и трудолюбие, можно добиться успеха. Вы можете тратить время на размышления о том, “как хорошо было бы иметь это и это”. Иными словами, фантазировать, что несуществующие вещи появятся из воздуха. Лучше использовать то же время для размышлений. Ограниченные и суровые условия приведут к проявлению мудрости и повышению конкурентоспособности.
Сейчас многие в стране жалуются, что дефицит людей, материалов и т.д. У Тойоты тоже не было. Однако, благодаря этому «дефициту людей, материалов» она стала мировым лидером. Надо снизить затраты на материалы? Используйте канбан. Надо снизить количество дефектов? Используйте стандартную работу. Надо решить проблему? Используйте кайдзен.
Тойота стала Тойотой потому, что поменяла своё мышление. Проблемы стали для неё возможностями, которые она реализовала, а не бедами и причитаниями про дефицит. Если у японцев получилось, то и у русских получится. Голова-то есть у всех.
Оружием слабых должна быть мудрость.