Японские сенсеи много чего рассказывают интересного. Например, многие знают, что производственная система Toyota была вдохновлена супермаркетами. Якобы, Тайити Оно, отец производственной системы Toyota, услышал слухи об американских супермаркетах и решил применить их к производству “точно вовремя”, которое он хотел наладить. На самом деле, всё было иначе.
В своей книге "Производственные методы Toyota" Тайити Оно объяснял:
«Идея супермаркета заключается в том, чтобы относиться к супермаркету как к предварительному процессу производственной линии, а к клиенту - как к последующему процессу, что эквивалентно тому, что предварительный процесс супермаркета обеспечивает клиента необходимым количеством необходимых продуктов в нужный момент. После того, как последующий процесс покупает продукт, предыдущий процесс немедленно пополняет эту часть продукта. Я думаю, это очень близко к моему идеалу “точно вовремя”. Компания применяет это вдохновение на машиностроительных заводах с 28 ноября 1953 года.»
В то время были распространены «разносчики», продававшие товары в бамбуковых корзинах и вёдрах, и «продажа от двери к двери». Кроме того, розничная торговля состояла в основном из рыночных торговцев, продающих товары покупателям.
По этой причине супермаркеты были для Тайити Оно в новинку. В супермаркетах продавцам не нужно было продавать товары, и покупатели могли сами набрать необходимое количество продуктов. Супермаркеты представляли собой новый тип магазина, где покупатели могли «получить необходимое количество товаров в нужный момент».
Покупателю не нужно покупать лишние товары, а продавцу не нужно бродить с лишними товарами. Тайити Оно говорил:
"По сравнению с традиционными японскими методами продаж "фармацевт Тояма", "продавец-консультант" и "продавец-экскурсовод", метод продаж в супермаркетах - это способ для продавцов избежать проблем с транспортировкой и незнанием того, когда продавать товар.”
Структура продаж в супермаркете чрезвычайно разумна. Поэтому, начиная с 1950 года, Toyota начала изучать супермаркеты и опробовала эту идею в производственной системе.
Мы должны поразиться воображению Тайити Оно. Идея возникла не в результате его поездки в США для изучения супермаркетов. Toyota посетила заводы Ford и General Motors в США в 1956 году, и, похоже, Тайити Оно посещал супермаркеты в то время, верно? Тайити Оно был вдохновлён исследованиями, которые он провёл до поездки и до того, как увидел супермаркет своими глазами.
Однако идея торговли «необходимыми товарами в нужное время в нужном количестве» привела к новой проблеме: отсутствие товара на складе, которая возникает и в супермаркетах. Когда клиент покупает большое количество одного и того же товара за один раз, он будет распродан в кратчайшие сроки. Точно так же, когда последующий процесс «покупает» большое количество одной и той же детали за один раз, запасы предыдущего процесса будут «распроданы» в одно мгновение. Эта проблема была решена с помощью канбан.
На примере идеи супермаркетов видно, что Тайити Оно использовал дарвиновскую триаду развития «изменение, наследование, отбор»:
1.Он отобрал супермаркеты для решения проблемы «точно вовремя».
2.Он с помощью экспериментов провёл изменения в производственной системе.
3.Пригодный вариант решения проблемы (изменения) он наследовал с помощью стандартизации.
Таким образом, Тайити Оно реально проводил развитие производственной системы Toyota и, по сути, был её директором по развитию. Тайити Оно понимал что из себя представляет развитие,поэтому и добился успеха😎.