Опыт показывает, что слишком часто организации создают карту текущего состояния, но не создают истинного будущего состояния. Они просто определяют все потери в текущем состоянии и/или проводят «мозговой штурм» со списком идей по улучшению. В результате получается длинный список «дел», в котором обычно расставлены приоритеты и назначаются люди для выполнения задач. Однако слишком часто основной способ протекания и выполнения работы остается неизменным, а общая производительность потока создания ценности не затрагивается каким-либо существенным образом. Карта потока создания ценности должна приводить к значительному улучшению производительности системы, а не к локальному постепенному улучшению.
Блог
«Хотим мы того или нет, мир мы видим через «очки» языка».В.Колесов
Как говорил известный гуру Lean капитан Врунгель «как вы систему назовёте, так она и будет работать». Посмотрим на одно понятие из Lean с позиций языка. Тем более, коллеги ТОСовцы затрагивали эту тему.
В словаре Ожегова:
Смысл.1.Содержание, сущность,суть значение чего-нибудь. 2.Цель,разумное основание чего-нибудь.3.В некоторых сочетаниях: разум, разумность.
В древнеславянском языке смысл был 1. идеей, соединяющей людей для творения.2. Силой, движущей человеком в его деятельности.
Когда мы кому-то говорим «не вижу смысла», то мы говорим по факту «не вижу, что может объединить тебя и меня для совместной деятельности».
Теперь о так называемой системе предложений. В словаре Даля предложить- отдавать на чью волю, усмотренье. Смысл российской системы: ты отдаёшь свою идею на чьё-то усмотрение. При этом, может, её оценят; может, не оценят; а может, украдут и выдадут за свою. Могут разрешить реализовывать, а могут и не разрешить.
На Западе подобная система называется Suggestion systems. Сугге́стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. По сути, это система внушения. Что она внушает? Думать о способах повышения производительности, экономии времени и денег. Смысл западной системы: внушить думы о повышении производительности.
С Японией поинтереснее ситуация. Там это не совсем система предложений, поскольку “предложение” подразумевает, что вы должны подать заявку и получить разрешение, прежде чем воплощать идею в жизнь. Это не то, что на самом деле делают японцы. Там это система вознаграждения за предложения и используется она для объявления менеджерам о завершении разработки идей, чтобы менеджеры могли оценивать и вознаграждать сотрудников, а также передавать идеи своих сотрудников другим менеджерам. Смысл японской системы: оценить уже реализованную идею в процессе, назначить за неё вознаграждение и распространить эту идею среди других подразделений.
Итак, есть 3 системы:
1.Российская (система предложений).
2.Западная (система внушения).
3.Японская (система вознаграждения за предложения).
В какой бы вы нашли свой смысл для участия?
В начале 1890-х годов французский художник Клод Моне снял комнату напротив Руанского собора. В течение 2 лет он написал более 30 видов главного входа в собор. Визуальная перспектива Моне никогда не менялась: он рисовал фасад снова и снова под одним и тем же углом. И всё же, несмотря на эту неподвижную сцену, не было 2 одинаковых картин. Моне показывал собор в разных ракурсах. На одном из них полуденное солнце придавало его фасаду выбеленную бледность; на другом сумерки окрашивали его в красные и оранжевые оттенки.
Итак, объект (собор) один, а картин более 30 и все разные. Также и со стратегией организации. Одна сделает организацию бледной и незаметной, другая яркой и привлекательной, а третья может отправить в аналог музейного запасника на рынке.
Предпринимательский взгляд на стратегию опирается на 3 общих источника для формулирования стратегических вариантов:
1.Клиенты и их «миры», например, их знания, представления и опыт.
2. Ресурсы и компетенции координирующей компании.
3.Тенденции и проблемы в среде компании (например, будущее отрасли).
Каждая из этих областей может вдохновить на разработку стратегии и «показать свет в конце тоннеля»; однако каждый вариант, созданный из одного источника, должен быть протестирован в сравнении с двумя другими.
Новые предложения, основанные на компетенциях компании, имеют смысл только в том случае, если они воспринимаются и оцениваются клиентами как выгодные. И наоборот, идеи о том, как получить конкурентное преимущество с точки зрения клиента, должны быть реалистичными по отношению к ресурсам и компетенциям компании.
Кроме того, тенденции и проблемы в бизнес-среде не важны сами по себе. Они могут быть осмысленно интерпретированы и оценены только в том случае, если будут учтены их последствия для мира клиентов – и, соответственно, для их поведения. И наоборот, идеи о том, как получить конкурентное преимущество с точки зрения потребителя, должны быть проверены на соответствие тенденциям в социально-политической, социокультурной, экологической, экономической или технологической среде, поскольку они могут стать движущими силами изменений в будущем. Кроме того, ресурсы и компетенции компании, возможно, нуждаются в переоценке в связи с возникающими тенденциями и проблемами.
Есть притча в Чжуан-Цзы о подготовке бойцового петуха. Как только петух был готов напасть тогда, когда это необходимо, при этом в остальных случаях он был спокоен и неподвижен, словно скала, он стал непобедимым.
Легендарный борец сумо с высшим титулом ёкодзуна Футубаяма установил мировой рекорд, выиграв 69 схваток подряд. Но в 70-м поединке он проиграл, после чего послал своему учителю телеграмму:
Бойцовый петух всё еще не готов.
Даже с прекрасной техникой и физической подготовкой Футубаяма продолжал проявлять нерешительность: ему оказалось трудно достичь состояния бойцового петуха.
Мы сбрасываем кожу, как змеи, чтобы стать зрелыми. Испытания и есть возможность сбросить кожу и расти. Воспринимайте испытания как возможности. Такова их настоящая природа.
Пожалуй, главное заблуждение о кайдзен представлено фразой ниже:
Впервые философия кайдзен была применена после выхода в 1986 году книги консультанта в сфере управления персоналом Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». В числе первых компаний, которые внедрили систему, была крупнейшая сегодня автомобилестроительная корпорация Toyota. Кайдзен стал популярен во всем мире и обозначил одну из важнейших концепций менеджмента.
Многие считают, что именно Масааки Имаи является автором кайдзен. Однако, кайдзен применяли в Toyota Production System задолго до Масааки Имаи. Он лишь популяризировал его и создал из него торговую марку. Причём, свою консалтинговую группу Kaizen Institute Consulting Group он создавал «чтобы помочь западным компаниям внедрить концепции, системы и инструменты кайдзен». Поэтому, взгляды на кайдзен от Toyota и от Масааки Имаи будут различными, но суть одна-совершенствование организации.
В Японии есть другая консалтинговая компания по кайдзен в провинции Гифу, которую создал Хитоси Ямада, бывший ученик Тайити Оно. После смерти Тайити Оно Ямада развивал методы кайдзен в таких компаниях, как Sony, Sanyo и Canon.