Блог

Тайити Оно и SMED на самом маленьком автомобильном заводе в мире

Тайити Оно написал две основные книги на японском языке о своем опыте управления в компании Toyota. Одна из них называлась “Genba Keiei”, или “Управление цехом” (или рабочим местом) по-английски. В главе японской версии он написал раздел под названием “Обучение переналадке в штамповке от Toyota из Бразилии”. Большинство людей не знакомы с заводом, о котором идет речь, но на самом деле это был первый завод Toyota, построенный за рубежом в конце 1950-х годов.

Выпускаемым продуктом был Land Cruiser, и объем производства был невероятно низким - 2-3 автомобиля в день. В то время в различных кругах его также называли самым маленьким автомобильным заводом в мире.Из-за чрезвычайно малого объема объекта первоначально он был оснащен более старым подержанным оборудованием из Японии и других бразильских источников того времени. В результате на заводе была установлена только один пресс, и для того, чтобы полностью использовать машину, на прессе планировалось запустить в общей сложности 60 различных видов деталей. Однако завод быстро понял, что у него возникла проблема. При штамповке обычный размер партии в то время составлял по меньшей мере около 1000 штук, а часто и намного больше. Однако при первоначальном объеме производства всего в 2-3 машины в день для выпуска 1000 единиц потребовалось бы закупать материалы намного раньше, чем требовалось, и создавать запасы незавершенного производства, которые приравнивались бы к многолетним запасам материалов. Ситуация усугублялась тем, что сторонние компании также не были готовы производить изделия в таких небольших количествах, поэтому Toyota пришлось довольствоваться старым станком, на замену которого требовалось минимум час или больше, а для сборки требовалось 60 различных номеров штампованных деталей.

Огромный объем работы по инвентаризации процессов был неприемлем для г-на Оно ни с финансовой, ни с операционной точки зрения. Первоначально он приказал заводу производить 8 переналадок в смену и штамповать не более 15 деталей одновременно. Завод пожаловался, что это будет означать, по сути, 8 часов переналадок, и поспорил с ним.

Оно утверждает, что велел заводу сократить время переналадки до 15 минут и увеличить количество переналадок в день. Это улучшение означало бы, что через один час можно было бы выполнить 2 переналадки и запустить 2 типа деталей. За восьмичасовую смену будет обработано около 16 типов деталей, или за 4 дня будет обработан каждый из 60 типов деталей, а объем запасов сократится менее чем на одну неделю. В конце концов, приложив немало усилий, время переналадки сократилось менее чем до 10 минут и даже превысило целевой показатель Оно. В результате, по его словам, несколько японцев из штамповочного цеха в Японии были отправлены посмотреть на этот станок, чтобы изучить его эффективность.

Кайдзен движения и метод Н1С2И3

Работа, выполняемая оператором, включает в себя множество продолжительных манипуляций и неловких движений. Это происходит из-за того, что поставка и размещение материалов и методы работы в ячейке зачастую продумываются уже  после покупки станка.

Основой кайдзен движения является идея о том, что время - это тень движения в операциях. Чтобы действительно сократить рабочее время, вам нужно уменьшить количество перемещений как людей, так и оборудования.

Продолжительные манипуляции уводят оператора подальше от того места, где выполняется работа с добавленной стоимостью, увеличивая время цикла. Это включает в себя вытягивание рук, ходьбу, наклоны, движения глаз — всё. В общем, одно движение равняется 0,6 секунды времени, когда мы развиваем хороший глазомер для подсчета движений.

Н1, Наблюдай — это основа для всех улучшений. Нам нужно наблюдать за процессами или, что еще лучше, работать с ними самим. Некоторые из них мы можем наблюдать непосредственно, другие надо имитировать. Но это непосредственное наблюдение за процессами, за тем, как они протекают, за задействованными движениями, за расположением оборудования, материалов и оператора относительно друг друга - вот основа для того, чтобы начать совершенствоваться.

С2 относится к стандартизации и стабилизации. Чтобы по—настоящему улучшиться, нам нужна исходная точка для сравнения - стандартный метод. Не беспокойтесь о том, что всё будет идеально. Просто остановитесь на общеизвестном методе выполнения текущей работы, задокументируйте его и используйте. Это поможет стабилизировать процесс и позволит нам понять, действительно ли идея улучшения лучше.

И3, Изменения или 3 уровня улучшения. Первый уровень, который необходимо изучить, - это взаимодействие методов и деталей. Затем вы переходите ко второму уровню, машинам и оборудованию, и, наконец, достигаете третьего уровня, общей системы.

Рефлексивное мышление и решение проблем методом Дьюи

Рефлексивное мышление - это базовая модель мышления, разработанная в прошлом веке Джоном Дьюи. Рефлексивное мышление отличается от случайного своей особенностью “связывания”, которая влечет за собой последовательный порядок идей таким образом, что каждая идея устанавливает своего преемника, отсылая к своему предшественнику.

Одним из наиболее эффективных методов решения проблем является метод Дьюи. Этот метод использует процесс рефлексивного мышления, который представляет собой структурированную серию вопросов. Этот процесс описан в вопросах, перечисленных ниже.

Шаг 1: Определите проблему

1. В чем заключается конкретная проблема?

2. Какие термины, концепции или идеи нуждаются в определении или дополнительном объяснении?

Шаг 2: Проанализируйте проблему

1. Какова история возникновения проблемы?

2. Каковы причины проблемы?

3. Каковы симптомы проблемы?

4. Какие методы существуют в настоящее время для решения этой проблемы?

5. Каковы ограничения этих методов?

Шаг 3: Определите критерии для приемлемого решения

Каковы рекомендации по поиску приемлемого решения?

Шаг 4: Предлагайте решения

После того, как аналитик (аналитики) проанализирует проблему и предложит критерии для решения (например, мозговой штурм).

Шаг 5: Оцените предлагаемое решение

После составления списка возможных решений оцените их, используя приведенные ниже вопросы.

1. Есть ли какие-либо недостатки в этом решении? Перевешивают ли недостатки преимущества?

2. Соответствует ли решение сформулированным критериям (см. шаг 3)?

Шаг 6: Выберите решение

1. Взвесьте достоинства и недостатки.

2. Если это решение будет принято, каковы будут долгосрочные и краткосрочные последствия этого решения?

Шаг 7: Предложите стратегии для реализации решения

1. Как аналитик (аналитики) может (могут) заручиться поддержкой и одобрением предлагаемого решения? Каков процесс внутренней/внешней проверки?

2. Какие конкретные шаги необходимы для реализации решения?

3. Как можно оценить/валидировать решение?

Про карту потока создания ценности (Value stream mapping)

Опыт показывает, что слишком часто организации создают карту текущего состояния, но не создают истинного будущего состояния. Они просто определяют все потери в текущем состоянии и/или проводят «мозговой штурм» со списком идей по улучшению. В результате получается длинный список «дел», в котором обычно расставлены приоритеты и назначаются люди для выполнения задач. Однако слишком часто основной способ протекания и выполнения работы остается неизменным, а общая производительность потока создания ценности не затрагивается каким-либо существенным образом. Карта потока создания ценности должна приводить к значительному улучшению производительности системы, а не к локальному постепенному улучшению.

Смыслы системы предложений

«Хотим мы того или нет, мир мы видим через «очки» языка».В.Колесов

Как говорил известный гуру Lean капитан Врунгель «как вы систему назовёте, так она и будет работать». Посмотрим на одно понятие из Lean с позиций языка. Тем более, коллеги ТОСовцы затрагивали эту тему.

В словаре Ожегова:

Смысл.1.Содержание, сущность,суть значение чего-нибудь. 2.Цель,разумное основание чего-нибудь.3.В некоторых сочетаниях: разум, разумность.

В древнеславянском языке смысл был 1. идеей, соединяющей людей для творения.2. Силой, движущей человеком в его деятельности.

Когда мы кому-то говорим «не вижу смысла», то мы говорим по факту «не вижу, что может объединить тебя и меня для совместной деятельности».

Теперь о так называемой системе предложений. В словаре Даля предложить- отдавать на чью волю, усмотренье. Смысл российской системы: ты отдаёшь свою идею на чьё-то усмотрение. При этом, может, её оценят; может, не оценят; а может, украдут и выдадут за свою. Могут разрешить реализовывать, а могут и не разрешить.

На Западе подобная система называется Suggestion systems. Сугге́стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. По сути, это система внушения. Что она внушает? Думать о способах повышения производительности, экономии времени и денег. Смысл западной системы: внушить думы о повышении производительности.

С Японией поинтереснее ситуация. Там это не совсем система предложений, поскольку “предложение” подразумевает, что вы должны подать заявку и получить разрешение, прежде чем воплощать идею в жизнь. Это не то, что на самом деле делают японцы. Там это система вознаграждения за предложения и используется она для объявления менеджерам о завершении разработки идей, чтобы менеджеры могли оценивать и вознаграждать сотрудников, а также передавать идеи своих сотрудников другим менеджерам. Смысл японской системы: оценить уже реализованную идею в процессе, назначить за неё вознаграждение и распространить эту идею среди других подразделений.

Итак, есть 3 системы:

1.Российская (система предложений).

2.Западная (система внушения).

3.Японская (система вознаграждения за предложения).

В какой бы вы нашли свой смысл для участия?

Клод Моне и стратегия

В начале 1890-х годов французский художник Клод Моне снял комнату напротив Руанского собора. В течение 2 лет он написал более 30 видов главного входа в собор. Визуальная перспектива Моне никогда не менялась: он рисовал фасад снова и снова под одним и тем же углом. И всё же, несмотря на эту неподвижную сцену, не было 2 одинаковых картин. Моне показывал собор в разных ракурсах. На одном из них полуденное солнце придавало его фасаду выбеленную бледность; на другом сумерки окрашивали его в красные и оранжевые оттенки.

Итак, объект (собор) один, а картин более 30 и все разные. Также и со стратегией организации. Одна сделает организацию бледной и незаметной, другая яркой и привлекательной, а третья может отправить в аналог музейного запасника на рынке.