Блог

Pika-Pika

Про Poka-Yoke (защита от ошибок) многие знают, но есть у японцев и Pika-Pika.

Когда японский директор посещает иностранный филиал компании, он надевает белые перчатки и совершает экскурсию по производственной системе. Он жёстко подходит к осмотру gemba.

После обхода, когда он комментирует свой визит в gemba, он показывает белые перчатки, которые испачканы грязью, маслом или смазкой. И, таким образом, говорит:

Ваш уровень Pika-Pika (5S) – эти грязные перчатки.

И он требует сохранить эти грязные перчатки до своего следующего визита.

Напоминает российскую армию, где чистоту оружия проверяют белым носовым платком😎.

3S в странной компании

Это очень маленькая компания, и её основной продукт - средство для уничтожения тараканов. Итак, в 2018 году численность сотрудников составляла 37 человек. Это действительно очень маленькая компания.

Когда консультант пришёл со своими студентами на экскурсию, генеральный директор в одиночестве проводил 3S (содержание в чистоте) в мужском туалете.

Вдумайтесь: генеральный директор сам драил туалет!

Одна из привлекающих внимание вещей - это количество предложений по кайдзен. Согласно отчёту за 2017 год, эта компания была 8-й в Японии, и имела:

  • Количество предложений по кайдзен: 76,2 на человека в год.
  • Коэффициент реализации кайдзен: 68,3%.

На начало работы консультанта с компанией, в 2008 году, результаты по количеству предложений кайдзен, размеру премии и экономическому эффекту были ещё лучше:

  • Количество предложений по кайдзен: 166,6 на человека в год.
  • Сумма вознаграждения: 2 182$ на человека в год.
  • Сумма экономического эффекта: 9 179$ на человека в год.

Это действительно уникальная… вернее, не уникальная компания, а странная. Существуют ли такие компании в России😎?

Вклад Японии в определение качества

Каору Исикава определил разницу в “качестве, ориентированном на прошлое” и “качестве, ориентированном на будущее”, как два различных режима работы.

В первом случае основное внимание уделяется устранению проблем, которые возникали в ходе исторического опыта клиентов, в то время как второй направлен на создание положительной ценности путем улучшения тех характеристик, которые отличают продукты от конкурирующих конкурентов.

Для Исикавы самым важным судьей качества является потребитель, который является получателем этого продукта, и его мнение превосходит мнение концептуального дизайнера или инженера. В конечном счете, ценность оценивается глазами клиента.

Йошио Кондо связал удовлетворенность клиентов с человеческой мотивацией и идеей “стимулирования энтузиазма” к занятию каким-либо видом деятельности.

В японской культуре существуют выражения, связанные с определениями качества.

Атаримаэ Хиншицу (当たり前品質): Это означает, что продукт “функционально пригоден” – он может выполнять свое предназначение – идея о том, что все будет работать так, как предполагается (например, ручка, которая будет писать). Нориаки Кано назвал это качество “обязательным”.

Мириокутеки Хиншицу (魅力的品質): Это относится к  “очарованию качества” (т.е. измерение таких переменных, как внешний вид, звук и прикосновение, которые придают индивидуальность продукту). Это качество, которое очаровывает, “достойно притяжения” или “подходит для любви". Это выходит далеко за рамки заботы о непосредственных характеристиках продукта. Она обладает эстетическими качествами, отличными от “атаримаэ хиншицу” (например, это ручка, которая будет писать так, чтобы это нравилось пишущему, и оставлять после себя чернила, которые нравятся читателю). Кано опишет это как “привлекательное” качество.

Наш нац.проект по повышению производительности труда, к сожалению, таких вопросов не рассматривает.

“Качество 4.0” – дань моде?

Качество 4.0 - это ответ на растущие потребности клиентов в расширении сферы применения цифровых технологий в промышленности.

Цифровизация промышленности требует, чтобы мы переосмыслили качество таким образом, чтобы оно оставалось актуальным в будущем:

Применение (1) цифровых технологий к (2) производственным системам для получения (3) глубоких знаний об их функционировании для того, чтобы можно было оптимизировать их производительность в режиме реального времени.

5S как визуальное управление производственной системой

В Японии изначально 5S - это один из элементов управления производственной системой. Существует непонимание 5S, как в России, так и в мире (в том числе и в Японии). Многие считают, что использование 5S приводит к повышению эффективности и/или качества на сборочной линии. И говорят, что «если мы сможем внедрить 5S, то сможем повысить эффективность и качество». Однако это неверно.

5S не оказывает никакого влияния на повышение эффективности и качества. Тогда зачем 5S? 5S важно для поддержания производственной системы в рабочем состоянии и является неотъемлемой частью управления производственной системой, а не направлено на повышение эффективности или качества.

Способствует ли 5S повышению эффективности и качества? Ответ - нет. 5S - это инструмент управления производственной системой, который называется «визуальное управление». 5S - это инструмент, с помощью которого можно идентифицировать обычную или нормальную ситуацию и необычную или ненормальную ситуацию. В производственной системе ежедневно случаются много проблем, связанных с человеком, машиной, материалом, окружающей средой и условиями (5М). И нам нужно решить эти повседневные проблемы до того, как произойдут серьёзные неприятности, такие как остановка линии или несчастный случай.

Компания процветает, и по мере того, как она растёт, предмет контроля и сложность управления возрастают. А также увеличиваются управленческие потери, которые являются потерями из-за отсутствия управления производственной системой. Поэтому, необходимо применять более простой метод управления производственной системой, и одним из наиболее эффективных методов является визуальное управление с концепцией «участия каждого сотрудника».

Благодаря этой концепции 5S является важным инструментом для управления производственной системой. После использования (например) инструмента верните его в нужное место и правильным способом, чтобы сохранить надлежащее состояние. И благодаря этому действию даже оператор может участвовать в управлении производственной системой.

Как вы знаете, 5S - это Сортировка, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизация  и Самодисциплина.

Сортировка - это разделение и отделение необходимых и ненужных вещей на оси «времени».

Соблюдение порядка - размещение инструмента «где и как».

Содержание в чистоте- кем, где, как , сколько минут и как часто.

Стандартизация - это метод для поддержания вышеуказанных 3S.

Самодисциплина - это обучение. Кем: менеджером и мастером данной области потока. Кого: оператора производственной ячейки.

Требования наших клиентов - это помощь с 5S. Однако, мы всегда рекомендуем перестроить систему управления производственной системой в целом, потому что, если система управления производственной системой данной компании плохая, даже внедрение 5S не имеет смысла и никогда не стабилизирует производство. 

Муда, мура и мури: пример

Рабочий на сборочной линии должен собрать 60 изделий, используя машину, которая позволяет ему работать с 20 изделиями одновременно.

Муда будет означать сборку продуктов группами по 10 штук, то есть 6 разных циклов.

Мура означает сборку продуктов в 2 группы по 20 и 2 группы по 10.

Мури «попросила» бы бедного рабочего завершить производство за 2 цикла по 30, тем самым превысив возможности рабочего.

Идеальной ситуацией, очевидно, было бы разделить продукты на 3 группы по 20 штук в каждой.