Блог

Системы и Toyota

Одно из первых критических замечаний, с которыми столкнулись менеджеры Toyota из Японии, когда увидели, как американцы внедряют хваленую производственную систему Toyota (TPS), более широко называемую Lean, заключалось в том, что американцы сосредоточились исключительно на “инструментах”, игнорируя при этом самую важную часть TPS - людей и их культуру.

Американский эксперт по TPS, работавший и обучавшийся в Toyota в Японии, рассказывает историю о первой группе американских учеников, которые изучив систему управления производством в стиле камишибаи (https://t.me/prosto2019lean/680) с использованием карточек с цветовой кодировкой на японском заводе Toyota, приложили все усилия, чтобы воспроизвести эту систему у себя на заводе.

Когда они вернулись в Японию на следующий год для продолжения тура, они были удивлены, увидев, что система, которую они так усердно пытались внедрить дома, больше не используется на японском заводе.

 “Мы перешли к другой системе”, - объяснили работники Toyota.

Чего разочарованные американцы не смогли понять, так это того, что инструменты сами по себе не были важной вещью. Они не были “секретом” того, как успешно управлять производственной системой.

Если не хотите разочароваться, как американцы, то обращайтесь к нам😎.

Про курс "Интеллектуальный анализ данных и проактивная аналитика"

До начала нового учебного года остается совсем чуть-чуть и самое время вспомнить наши предложения из области образования.

Если вам интересен курс "Интеллектуальный анализ данных и проактивная аналитика", то гарантируем интересную и насыщенную программу.  Студенты MBA Высшей экономической школы СПбГЭУ программы "Устойчивое развитие бизнеса" 2022/2023 для выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров оценили курс как "динамичный, увлекательный и очень полезный".  Харизматичная Голубева Мария и вас может погрузить в мир данных так, что вы не заскучаете😎.

Семинар по кайдзен

     В пятницу проводили семинар по кайдзен для представителей культуры и образования. В ходе обсуждения вопросов управления коллективами возник вопрос: должен ли управленец обладать специальными знаниями, характерными для отрасли? Сразу вспомнилась история про зам. министра сельского хозяйства, который не смог ответить на вопрос студентки о различиях сахарной и кормовой свеклы.
     Деды и отцы-командиры в армии учили, что ты можешь и не обладать специальными знаниями для должности. Но: встав на должность ты обязан эти знания заиметь. К сожалению, многие в стране данного подхода не придерживаются.

Правило 30*40*30 для распространения культуры кайдзен

В американском или западном Lean есть правило с хорошо известным названием 20*60*20. Применительно к  сотрудниками оно означает следующее:

  • 20% сотрудников очень выдающиеся и обладают высокими навыками и компетенциями, они эффективно добиваются результатов;
  • 60% сотрудников показывают средний уровень производительности;
  • 20% сотрудников некомпетентны и руководство считает, что они должны быть уволены. Непонятно, правда, зачем их тогда нанимают на работу.

Что касается методологии кайдзен, то есть другое правило 30*40*30, в котором говорится следующее:

  • 30% сотрудников хотят улучшить свою работу, и у них есть большая страсть к развитию их работы и разработки их процессов и продуктов. Методология кайдзен гласит, что мы должны уделять им больше внимания и развивать их больше, и что они должны быть очень хорошо обучены и наделены большими полномочиями.
  • есть 40% тех, кто хочет учиться и прилагать усилия, но у них нет мотивации и они хотят работать, но не знают как начать и с кем работать. Используйте первые 30% эффективных сотрудников, которые привлекут эти 40% и они начнут передавать опыт и работать с ними. Следовательно, общее количество тех, кто хочет совершенствоваться на работе, достигнет 70%.
  • остальные 30%, у которых плохие показатели. Какова их судьба? Методология кайдзен категорически возражает против их увольнения, но говорит, что как только были привлечены первые 30%, и после того, как на них сосредоточились и обучили их, они, в свою очередь, привлекли 40%, и общее количество составит 70%. У оставшихся 30 % сопротивление снизится, и они автоматически вплавятся в систему кайдзен. И здесь проявится роль высшего руководства. Оно должно помочь растопить оставшиеся 30% внутри системы и тем самым поможет противостоять тем деструктивным идеям, которые наносили удар по методологии кайдзен.

Методология кайдзен - это японская методология, которая заботится о человеческом факторе и она никогда не упускает ни одного процента своих работников, будь то 30%, 20% или даже 1%, но она требует усилий каждого работника.

Но то в Японии. В беспощадном российском Lean по-иному делается😎.

Взгляд на Lean или бережливое МВД

Бережливое производство - это новый способ мышления, видения и действия.

  • Мыслить значит размышлять об устранении потерь во всех аспектах того, что делается каждый день.
  • Видеть значит уметь видеть и определять, что такое потери и как выявлять их во всех видах деятельности, которыми мы занимаемся.
  • Действовать значит предпринимать действия по устранению потерь. Мы должны поощрять и наделять полномочиями каждого сотрудника, чтобы он мог помогать в ежедневном процессе ликвидации потерь.

Lean и системное мышление

Бережливое производство способствует развитию системного мышления (правда, не у всех). Инструменты Lean разработаны для того, чтобы помочь увидеть поток создания ценности от начала услуги или продукта до конца доставки услуги или продукта клиенту, тем самым делая систему более прозрачной. Большинство врожденных недостатков вызваны недостатками в общей системе. Поскольку большинство организаций разделены на отдельные подразделения, люди могут не быть обучены, организованы или стимулированы к тому, чтобы увидеть, как работает система в целом.

Это создает трудности в выявлении истинной первопричины проблем. Исходя из нашего опыта, мы обнаружили, что производственные системы сталкиваются с аналогичными проблемами. Как правило, не отдельный человек или работник является причиной проблемы или потерь, а потери, присущие системе, которые заставляют сотрудника работать неэффективно. Ваши сотрудники будут выполнять свою работу наилучшим образом с помощью инструментов, которые вы им предоставите (мы также можем предоставить😎). Следовательно, единственный способ устранить проблемы - это изменить системы:

  • Система контролирует нас больше, чем мы контролируем ее.
  • Мир функционирует с помощью систем, но мы не обучены понимать их или управлять ими.
  • Объем запасов, содержащихся в системе, прямо пропорционален величине присущего системе риска.
  • Структура системы определяет управленческое поведение и эффективность работы организации.
  • Большинство из нас принимают решения в вакууме; мы смотрим только на свою часть системы, на свой отдел, а не на более крупное целое.
  • Чтобы изменить систему, вы должны изменить структуру, а не симптомы.
  • Небольшие события вызывают большие реакции, создавая хаос.
  • Сегодняшние проблемы возникают из-за вчерашних решений.
  • Чем легче увидеть систему в целом, тем легче фиксировать элементы системы.
  • Небольшие изменения в структуре системы могут привести к значительным изменениям в поведении.
  • Возложение вины приводит к неспособности увидеть какие-либо системные последствия.

Приведенные выше утверждения отражают проблемы, присущие несистемному мышлению. По мере того как мы будем лучше понимать бережливые системы и узнаем больше о том, почему и как внедрять бережливое производство, мы начнем понимать, как Lean помогает преодолевать барьеры, встречающиеся в большинстве систем. По мере устранения барьеров мы улучшаем рабочий процесс и коммуникацию, а также лучше понимаем поток создания ценности или услугу, которую мы предоставляем нашим клиентам. Таким образом, внедрение принципов бережливого производства в контексте “системного мышления” обеспечивает предприятиям основу для устранения потерь и, в конечном счете, выживания. Lean может обеспечить экстраординарные результаты при правильном применении и с учетом времени.