Блог

Правила или ДНК Toyota

  • Правило 1: Вся работа строго регламентирована по своему содержанию, последовательности, срокам и результату.
  • Правило 2: Каждый работник знает, кто что предоставляет и когда.
  • Правило 3: Каждый продукт и услуга распространяются по простому, заданному пути.
  • Правило 4: Любое усовершенствование процесса, связей между работником и машиной или траектории потока должно осуществляться с помощью научного метода под руководством наставника и на самом низком возможном организационном уровне.

Что означает термин “развёртывание политики” в Японии?

Японские профессора перевели Hoshin Kanri, используя термин ”развертывание политики". Однако слово "политика" не соответствует западному значению этого термина. Поскольку в японском языке не существовало слова для описания стратегического подхода к управлению путем планирования качества, они использовали древний термин Hoshin Kanri.

Суть развёртывания политики:

  • Система, позволяющая всем работать над достижением одних и тех же организационных целей.
  • Руководство должно иметь смысл, а сотрудники должны быть мотивированы к участию!
  • Разработка политики требует участия всей организации.
  • Целью политики является улучшение (качество, затраты, время, прорыв).
  • Целевые показатели эффективности политики предназначены для предприятия, а не для отдельного человека.
  • Целевые показатели производительности должны быть проанализированы для системы, а не установлены произвольно.
  • Как руководство должно вовлекать работников в определение политики?
  • Как руководство должно вовлекать работников в анализ прогресса?

Поэтому, в Японии концепцию планирования “политика” лучше перевести как “стратегия”, так что развертывание политики - это развёртывание стратегии.

При формулировании стратегии разрабатывается набор проектов изменений, которые обеспечат желаемое будущее состояние эффективности организации.

Система развертывания проектов стратегических изменений называется Hoshin Тenkai, которая описывает развёртывание согласованного плана действий в конкретных терминах:

  • Слоган – “запоминающиеся слова”, которые мотивируют сотрудников к действию.
  • Проблема – оперативное определение бизнес-проблемы, которую необходимо решить.
  • Цель – конечное состояние, которое должно быть достигнуто в результате этого стремления.
  • Средства – подход, согласованный для применения в ходе решения проблемы.
  • Точки – контрольные точки, показывающие прогресс на пути к завершению.
  • Расписание – временная шкала, которая будет использоваться на протяжении всего процесса улучшения.
  • Ответственный – распределение ответственности за руководство действиями.

Политика = Стратегический план.

Обратите внимание,что под целями понимают состояния организации,а не  показатели(KPI).

О собеседовании на должность LEAN-менеджера

Интернет пестрит описаниями вакансий так или иначе связанных с "бережливым производством" (LEAN). А вот как понять кандидату его это вакансия или нет в плане "бережливого производства" (LEAN) и стоит ли в ней работать информации нет. Чтобы это понять необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1. Почему организация внедряет «бережливое производство» (LEAN)?

2. Каково мнение генерального директора о «бережливом производстве»?

3. Это развертывание с нуля или компания уже работает по LEAN?

4. Каково видение генерального директора в отношении «бережливого производства»?

5. Каковы три основных результата, ожидаемых в первый, второй и третий годы (кварталы) от претендента?

6. Кому подчиняется ответственный за «бережливое производство»? (Если он подчиняется генеральному директору, то можно знать, что генеральный директор лично управляет повесткой дня в этом вопросе.)

7. Каковы программы крупных изменений, которые в настоящее время осуществляются в компании?

8. С какими текущими вызовами и ключевыми проблемами сталкивается компания?

9. Какие внешние факторы и контекстуальные изменения влияют на организацию? (Например, если идет работа по слиянию, необходимо проявить должную осмотрительность, чтобы выяснить, есть ли немедленная потребность в «бережливых» усилиях и каково будет состояние как только произойдет слияние.)

10. Какой уровень влияния потребуется, чтобы привлечь других топ-менеджеров компании?

Про ежедневное управление

Вся коммерческая ценность создается в системе ежедневного управления (Daily Management System).

Работа – это движение, применение энергии для достижения цели.

Работа может повысить ценность, если она достигает определенной цели, или может привести к растрате, потерям или неэффективности, если она не способствует достижению своей цели.

Организации выполняют 3 вида работы для достижения и поддержания устойчивой, предсказуемой производительности:

Стандартная работа: рутинная работа, задокументированная в рабочих стандартах и подкрепленная разработкой руководящих документов, приспособлений и производственного оборудования (цели для индивидуальных улучшений).

Непрерывное совершенствование: бесконечное стремление к лучшим способам выполнения стандартной работы путем устранения потерь, неэффективности и повышения ценности результатов работы (продуктов или услуг) для потребителей (проекты команд, отделов, подразделений).

Стратегическая работа: работа по достижению целей и созданию ценности для клиентов, удовлетворяя при этом работников (hoshin-проекты).

Ключевая фраза в последнем пункте «удовлетворяя при этом работников». Это в России не выполняется в большинстве случаев, поэтому не работает и всё ежедневное управление,и низкая производительность по сравнению с теми же японцами.

Японский алгоритм реализации Hoshin Kanri

Важно помнить, что существует множество культурных и деловых различий между реализацией системы Hoshin в Японии и в западных странах. Ниже представлен японский алгоритм реализации:

1. Разработайте миссию (девиз) компании, политику в области качества и план реализации.

2. Разработайте долгосрочную и среднесрочную стратегию управления.

3. Соберите и проанализируйте информацию.

4. Спланируйте цели и средства их достижения.

5. Создайте систему управления.

6. Запустите систему управления.

7. Запустите политику в области качества.

8. Реализуйте план.

9. Проверьте результаты реализации.

10. Подготовьте отчет о ходе реализации проекта.

В чём отличие японского подхода? В том,что есть пункт по созданию системы управления.

Про kansei или эмоциональную инженерию

Есть hansei (самокритика, самоанализ или размышление), а есть kansei.

Японский термин kansei означает "желания", "потребности", "аффект", "эмоция" и т. д. Сфера внимания kansei - это чувство, которое возникает в сознании людей.

Если клиент чувствует себя немного голодным, он выбирает ресторан, где можно заказать небольшое блюдо. Но если он хочет великолепно поужинать, он посещает высококлассный ресторан.

Выбирая легковой автомобиль, клиент руководствуется своими желаниями, чувствами и мотивацией, думая при этом о цене автомобилей. Сегодня все покупатели хотят приобрести продукт, соответствующий их ощущениям (kansei). В эти последние десятилетия очень суровой экономики в мире выживет только та компания, которая способна определить такое представление о желаниях, потребностях и эмоциях клиентов, а именно kansei.

С помощью kansei были созданы холодильник и видеокамера Sharp, спортивный автомобиль Mazda MX-5, бюстгальтер, шампунь и средство для ухода, эко-лампа Panasonic, новый матрас, предотвращающий пролежни и многое другое.

Kansei-это эмоциональная инженерия, помогающая повысить уровень знаний работников, удовлетворенность работой за счет учета их эмоций. Это превосходная технология, которая помогает разрабатывать великолепные продукты, основанные на эмоциях, соответствующие желаниям клиентов. Поскольку новый продукт соответствует ощущениям потребителей, компания получает большую прибыль от продаж продукта.

В России данное направление мало известно и не развивается. Ведь нельзя развивать то, чего нет😎.