Более 75 лет назад Карл Дункер дал полезное определение проблемы как ситуации, в которой организм имеет цель, но не знает, как её достичь. Итак, если человек без знания автомеханика хочет завести автомобиль, и если окажется, что при повороте ключа зажигания раздается только “лязгающий” звук без запуска двигателя, то у этого человека возникнет проблема. У квалифицированного автомеханика, обладающего необходимыми знаниями, проблемы не возникнет.
Конечно, проблемы бывают разных форм и размеров, но, похоже, у всех проблем есть 3 основных компонента. Это (1) цель, (2) исходное положение дел, при котором цель не достигнута, и (3) набор возможных действий, которые, если их применять в правильном порядке, могли бы изменить ситуацию для достижения цели (как и при разработке стратегии😎). Хотя мы можем сказать, что все проблемы имеют общую абстрактную структуру, верно и то, что проблемы могут быть классифицированы различными способами.
Одна классификация относится к тем проблемам, в которых все элементы проблемы, начальное состояние, цель и действия, доступные для перехода от начального состояния к цели, чётко определены или полностью конкретизированы, в отличие от проблем, в которых некоторые или все элементы плохо определены или указаны не полностью. Это задачи. Шахматная задача - это пример чётко определенной проблемы, в которой начальное состояние задается расположением стандартных фигур на стандартной доске, цель чётко определена (скажем, “мат белым в три хода”), а доступные средства определяются допустимыми ходами из фигур в игре. С другой стороны, проблема может быть очень нечётко определена, например, проблема “улучшения качества жизни в России”, в которой исходное состояние, состояние цели и доступные средства совсем не определены. В случае нечётко определенных задач представляется вероятным, что начальным шагом будет попытка преобразовать проблему в более чётко определенную. В задаче “улучшения качества жизни” некоторые недостающие детали можно было бы восполнить, выбрав конкретный способ измерения качества жизни.
Проблемы, связанные с накоплением знаний, такие как проблемы, возникающие при эксплуатации АЭС, диагностике неисправностей автомобиля, управлении пассажирским самолетом или лечении редкого заболевания, могут быть решены только очень небольшим числом высококвалифицированных специалистов (“экспертов”). Решение проблем, основанных на скрытых знаниях, менее доступно для лабораторных исследований, чем решение проблем, основанных на известных знаниях. С этим прекрасно справляется концептуальное мышление. Тем не менее, существует обширная и постоянно растущая литература о влиянии экспертных знаний при решении проблем, в которой подходы и стратегии экспертов противопоставляются подходам и стратегиям новичков и людей со средним уровнем знаний между новичками и экспертами.
Другой способ заключается в делении проблем на те, которые могут быть решены с помощью простых процессов поиска без какой-либо необходимости в повторной интерпретации постановки задачи и те, которые требуют повторной интерпретации или переосмысления проблемы. Примером проблемы, которую можно было бы решить с помощью обычного поиска, является анаграмма; например, систематически перебирая возможные перестановки букв “кцптено”, можно было бы рано или поздно найти зашифрованное слово “концепт”. Однако некоторые проблемы, как правило, приводят к вводящему в заблуждение представлению, которое затем нуждается в повторной интерпретации или осмысления. Например, “Как мог мужчина жениться на 30 женщинах за один месяц и не нарушить законов, запрещающих двоежёнство?” Здесь типичное толкование слова “жениться” как “вступить в брак с другим человеком” вводит в заблуждение. Такие проблемы, которые обычно требуют переосмысления, часто называют проблемами озарения. Как только происходит соответствующее переосмысление, решение сразу становится понятным.
Проблемы, которые обычно решаются без переосмысления, часто обозначаются как проблемы, не требующие понимания. Однако некоторые задачи на понимание четко определены с точки зрения начального состояния, цели и доступных средств, таких как задача с девятью точками, где задано начальное состояние (квадратный массив точек размером 3 × 3), указано целевое состояние (соедините точки 4 прямыми линиями, не поднимая ручку с бумаги) и указаны доступные средства (нарисуйте 4 прямые линии, не отрывая пера от бумаги, чтобы соединить точки).