Блог

Про трансформацию компании

Что это? Запрос на трансформацию направлен на радикальный отход от стратегического направления и организационную трансформацию в течение более длительных периодов времени.

Когда используется? Используется, когда правление видит необходимость в стратегическом переориентировании компании, когда фундаментальные изменения меняют структуру и динамику отрасли или когда организация нуждается в фундаментальной трансформации для реализации стратегических амбиций.

Профиль генерального директора: Преобразованиями часто руководят внешние руководители с опытом трансформации или внутренние руководители, если у человека есть профиль, отражающий независимость от текущего положения (внутренние аутсайдеры).

Общие характеристики: трансформации часто проваливаются из-за присущей им сложности. Успешные преобразования часто опираются на несколько строительных блоков, связанных с изменением цели и видения, пересмотром видов деятельности, широкими организационными изменениями и культурными переменами. Если организация производила 100 условных единиц в месяц, а стала производить 200 условных единиц-это не трансформация организации. Вы по-прежнему производите те же самые изделия. Это рост. Под изменением цели понимается её качественное изменение, а не количественное.

Общие проблемы: При трансформации проблемы часто возникают из-за сложности проектирования и руководства трансформацией, а также из-за несоответствия между человеком и деятельностью по трансформации. У человека иные компетенции и морально-психологические качества.

Превращайте свою организацию-гусеницу в организацию-бабочку, а не совершенствуйте гусеницу😎.

Ученье-свет

Пришёл сертификат от НИСКУ. Вообще, шёл на курс только из-за одного человека-Иванова Михаила Аркадьевича. С тематикой остальных преподавателей был знаком, а некоторые темы (ту же цифровизацию) на MBA CIO в РАНХиГС давали более подробно и некоторые знаю даже лучше (тот же кайдзен). Если есть проблемы в областях деятельности, указанных ниже, то обращайтесь:

1️⃣ Стратегическое развитие. Разработка концепции и стратегии развития организаций.

2️⃣Бережливое производство (Lean). Постановка на производстве систем кайдзен, канбан (не путать с канбан в IT), развивающего обучения:

💥Уменьшение связанного капитала.

💥Минимизация затрат.

💥Снижение количества персонала.

💥Интеграция поставщиков.

💥Максимизация прибыли.

3️⃣Лидерство. Построение команд+проверенная бизнес-система = предсказуемый и эффективный бизнес.

P.S. В НИСКУ через неделю запускается программа обучения на консультанта по управлению. Я бы выбирал дипломным руководителем Михаила Аркадьевича Иванова😎.

Немецкий подход к отчёту А3

Давно не писали на тему «бережливого производства» (Lean), кайдзен и т.д.

Поделимся опытом немецкого коллеги по работе с формой А3. Распишем по блокам.

1.Представление проблемы

  • Описание фактического состояния (фото, эскиз, таблица и т.д.)
  • В чем проблема?
  • В чем заключаются основные моменты?
  • Почему это проблема?
  • Каковы последствия проблемы?

2.Причины проблемы

  • Анализ причин с помощью проверенных методов: диаграмма Исикавы и 5 Почему?

3.Решение проблемы

  • Какие есть идеи по улучшению?
  • Оценка идей.
  • План действий: что? от кого? до каких пор? должно быть выполнено.

4.Проверка решения

  • Сравнение ЗАДАННОГО состояния с фактическим состоянием.
  • Привели ли эти меры к успеху?
  • Нужно ли вносить какие-либо дополнительные улучшения?

У нас редко где прописывают в отчёте какие были идеи по решению проблемы, как их оценивали и почему выбрали именно эту идею для решения проблемы. Немцы же выбирают по времени решения проблемы и затратам. Также немцы прописывают почему это проблема действительно является проблемой. У нас же часто просто описывается проблема, но по факту описывают симптомы проблемы.

Про справедливость в системе подачи предложений по улучшению компании

Люди не злятся, если они получают, возможно, низкую премию за предложение по улучшению. Они злятся, если получают относительно более низкую премию, чем Иванов, Петров или Сидоров, которые подали аналогичные предложения.

Ключевым "гигиеническим фактором" в системе подачи предложений является справедливость: сотрудники будут участвовать в подаче предложений не только потому, что там всё справедливо. Но сотрудники будут избегать подачи предложений, если это не будет справедливо. Но что такое „справедливость“ в системе подачи предложений по улучшению? Здесь можно выделить 4 аспекта.

Распределительная справедливость: справедливо ли распределяются вознаграждения, признание и признательность? Являются ли выгода компании, вклад сотрудника, а затем и премия и нематериальное признание в приемлемом соотношении?

Процедурная справедливость связана с тем, как принимаются решения: соблюдаются ли правила подачи предложений? Задокументирован ли и понятен ли процесс принятия решений по предложениям? С точки зрения процедурной справедливости сотрудники вполне согласны с вынесением решения об отказе в реализации предложения, если это происходит в соответствии с ранее разъясненными правилами.

Информационная справедливость ставит вопрос: насколько все заинтересованные стороны осведомлены о процессах, решениях и их основах? Все ли критерии и аргументы открыты? Написаны ли они на языке, который также понятен тем, кому отказали в реализации его предложения? Здесь важно следующее: не вся отправленная информация доходит до подавшего предложение. Но решающее значение для информационной справедливости имеет исключительно то, что приходит к нему.

Наконец, межличностная справедливость ставит фундаментальный вопрос о том, следует ли и в какой степени относиться ко всем сотрудникам одинаково и справедливо. Рассматривается ли предложение, если имя подавшего сотрудника звучит не по-русски? Рассматриваются ли предложения мастера иначе, чем предложения оператора? В принципе, все ли предложения рассматриваются и оцениваются непредвзято?

Четыре аспекта справедливости пересекаются, и их следует рассматривать, скорее, как фокусные точки. Однако иногда они могут компенсировать друг друга: несправедливо низкая премия (распределительная справедливость) может быть компенсирована, если она была присуждена в полном соответствии с правилами системы подачи предложений по улучшению (процедурная справедливость), и все заинтересованные стороны знают об этом и могут проверить фактическое положение дел (информационная справедливость).

Директор по развитию как проводник закона эволюции в компании

Чарльз Дарвин, отец эволюции, был голубеводом. И как голубевод он был хорошо осведомлён о том, как искусственный отбор может изменять признаки животного или растения. С помощью искусственного отбора люди превратили волка в пуделя, травы - в пшеницу и другие злаки, а одно растение горчицы - в брокколи, брюссельскую капусту, белокочанную капусту кале, цветную капусту кольраби и гай лан. Во всех этих случаях человеческий интеллект осуществляет отбор предпочтительных черт –искусственно.

В жизненном стремлении к энергии и эффективности с помощью инноваций и сотрудничества, три простых ингредиента определяют масштаб сотрудничества и победителей в конфликтах: разнообразие (изменчивость), отбор и передача (наследование). При наличии этих трёх ингредиентов системы неизбежно придут к адаптивным решениям – закон эволюции.

Гениальность дарвиновской теории естественного отбора заключалась не в отборе. Она заключалась в естественности. Осознание того, что природа могла бы проводить отбор, если бы в конкурентной борьбе за ресурсы и энергию одни выживали лучше других. Что выживание организма зависит от его особой передающейся физиологии, познания и поведения. Но что эти черты пытаются сделать?

Часть великого прозрения Дарвина пришла из чтения Томаса Мальтуса. Мальтус утверждал, что, поскольку животные размножаются быстрее, чем могут расти растения, в какой-то момент популяция животных превысит их запасы пищи. Теперь мы можем видеть, что популяция растений обладает энергетической доступностью, которая накладывает нагрузку на популяцию травоядных, которая, в свою очередь, накладывает нагрузку на численность популяции плотоядных. Каждый источник энергии приводит сначала к изобилию, а затем к дефициту.

Идея Дарвина заключается в том, что дефицит увеличивает силу отбора; что выживают и процветают те, у кого физиология, когнитивные способности и поведение обеспечивают наибольшую отдачу энергии. Это может быть связано с более эффективным доступом к новому источнику пищи или снижением потребности в энергии. Действительно, вероятно, именно так у некоторых человеческих популяций развилась генетическая способность пить молоко и переваривать лактозу после этапа детства – то, что не под силу большинству людей и никаким другим млекопитающим. Голод, возможно, обеспечил необходимое давление отбора. Те, у кого мутация не привела к непереносимости лактозы, смогли получить больше калорий из молока в эти трудные времена.

Следуя той же логике, мы также можем теперь увидеть, как ископаемое топливо позволило нам избежать мальтузианской ловушки – по крайней мере, до тех пор, пока нас не настигнет дефицит по мере роста нашего населения и истощения природных ресурсов. Мы либо снова попадаем в мальтузианскую ловушку постоянного конфликта, либо переходим к следующему более мощному источнику энергии, ведущему к изобилию.

Стоимость ископаемого топлива падает, а доступность снижается по убывающей кривой. Потолок опускается, а стены смыкаются. Мы все начинаем ощущать давление. Хотя мы не всегда можем это сформулировать, мы чувствуем, что пространства и возможностей стало меньше, чем было раньше. Необходимы инновации.

В каждой компании должен быть свой Чарльз Дарвин, он же директор по развитию. Он должен отвечать за то, чтобы физиология компании (в первую очередь, её финансы), когнитивные способности (система управления) и поведение (процессы и их стандартизация) обеспечивали наибольшую отдачу энергии. Он должен порождать в компании разнообразие (изменчивость), проводить отбор и передачу (наследование). А вот что именно он должен порождать напишем в другой раз😎.

Концептуальные основания долгосрочного развития организаций

На неделе приняли участие в первом совместном мероприятии двух научных школ: С.П.Никанорова и П.Г.Кузнецова. Были представлены обобщение и практическая интерпретация идей относительно тех оснований развития, которые следует использовать для разработки долгосрочных стратегий, будь то стратегия развития организации или общества.

Спартак Петрович Никаноров создал технологии мышления, которые позволяют человечеству инструментально строить осмысленные и продуктивные концепции управления своим развитием, противостоящего случайному складыванию идей, творческих актов, частичных теорий. 

Побиск Георгиевич Кузнецов мыслил будущее человечества в его способности противостоять остыванию Вселенной через сбор и перенаправление энергии в сторону увеличения качества и количества жизни.

Содержание мероприятия

1. Целеполагание

  • Актуальные вызовы мышлению
  • Классы неопределенностей в принятии управленческих решений
  • Понятие о Великом Неизвестном

2. Обоснование концепта «развитие»

  • Заблуждения о развитии и проблемы его понимания
  • Общая схема развития
  • Признаки развивающих переходов (скачков)

3. Фундаментальные основания долгосрочного устойчивого развития

  • Критика существующих подходов к устойчивому развитию
  • Концепция устойчивого развития Побиска Кузнецова
  • Измерения развивающих процессов

4. Подходы к мышлению долгосрочных стратегий развития

  • Критика существующих подходов к долгосрочному развитию
  • Стратегии целеустремленного подхода к долгосрочному развитию
  • Основания субъектного подхода к движению в Великое Неизвестное

Результаты на «выходе»

  • Знания о проблемах адекватного мышления развития сложной реальности
  • Навыки различения развивающих процессов среди всех других
  • Представления о фундаментальных основаниях мышления устойчивого долгосрочного развития организаций
  • Опыт разработки управленческих решений в условиях интенсивных развивающих перемен
  • Представления о подходах к разработке сверхдолгих стратегий развития деятельности

Мероприятие вели Андрей Георгиевич ТЕСЛИНОВ , проф., доктор технических наук и Екатерина Федоровна ШАМАЕВА, доцент, кандидат технических наук.